Официальный сайт Талгата Сабирзановича Абдуллина

http://TalgatAbdullin.narod.ru

Лев Овруцкий. Далее - нигде?

То, что выборы у нас равные, это записано всюду - в конституциях России и Татарстана, в федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав" и республиканском законе "О выборах народных депутатов РТ".

То, что вопреки конституциям и законам в Татарстане еще ни разу не проводилось равных выборов, знают все.

Равенство предполагает, что голоса избирателей "весят" примерно одинаково. Это обеспечивается примерно равной нарезкой округов. В республике чуть более 2 миллионов 600 тысяч избирателей выбирают в Госсовет 130 депутатов. Легко сосчитать, что в среднем на каждого депутата должно приходиться 20 тысяч избирателей. Поскольку идеального равенства не бывает, федеральный закон допускает, что округ может быть на 10 процентов больше или меньше среднего. В наших условиях - это от 18 до 22 тысяч избирателей.

На самом деле в эту вилку вписываются лишь 16 округов, а остальные 114 в нее не вписываются. Самые красноречивые примеры - елабужский округ N38 и Казанский округ N1. В первом около 8 тысяч избирателей, во втором - 813 тысяч. Разница в сто раз! Когда бы округа были наделены даром речи, они, пожалуй, пробормотали бы: "Покорно благодарим за такое равенство".

Наверняка информированный читатель знает, что я веду давнюю судебную тяжбу с Центральной избирательной комиссией РТ. Как только ЦИК, готовясь к декабрьским выборам-99, вынес постановление об образовании избирательных округов, я обжаловал его в Верховном суде РТ. Понадобилось 16 месяцев и восемь судебных слушаний в Казани и Москве, чтобы, наконец, признать то, что ведомо всякому второкласснику: между 8 тысячами и 813-ю поставить знак равенства нельзя.

Определение Верховного суда России от 9 февраля 2001 года гласит: постановление ЦИК об образовании округов не соответствует федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав", оно недействительно и не порождает правовых последствий со дня его издания.

Казалось бы, далее - везде. Раз постановление об образовании округов недействительно, стало быть, округов в правовом смысле как бы не существует. Раз не существует округов, то как могли появиться на свет окружные комиссии? Коли окружные комиссии юридически ничтожны, то кто проводил выборы в Госсовет? Кто регистрировал кандидатов, подводил итоги голосования? Чего стоит протокол о результатах голосования по избирательному округу, если самого округа нет? Эти вопросы были поставлены в ходе судебного слушания, прошедшего на минувшей неделе.

По закону ЦИК регистрирует депутатов, основываясь на протоколах окружных комиссий. Как это можно было сделать, если, согласно определению Верховного суда России, выясняется, что ни окружных комиссий, ни их протоколов не существует в природе? На чем же базируется легитимность нынешних законодателей? Ни на чем или, по замечанию моего адвоката Бориса Рыбака, "на воздухе".

Совсем иной логики придерживается Верховный суд РТ. По несомненному согласованию с высшей исполнительной и законодательной властями республики судебная власть пришла к заключению, что далее - нигде и что выражение "не порождает правовых последствий" означает, что никаких правовых последствий вовсе и не было. Не было - и всё!

Она рассуждает, исходя из того, будто в декабре 1999 года народ сделал свой выбор, однако, все же не отваживается заявить, что народ сделал свой законный выбор. Похоже, жульничество с равным избирательном правом приобрело легитимность, поскольку оно носило всеобщий характер. Если бы обманули одного, то его нарушенное право еще можно было бы восстановить, а когда обманули всех, это почему-то невозможно.

Несмотря на решение российского суда, отправным пунктом которого было именно нарушение моего права на равные выборы, суд отказался признать, что это право было нарушено, и уклонился от обсуждения вопроса, может ли оно быть восстановлено.

Как я понимаю, суд в нерешительности остановился перед мнимой коллизией между моим правом и правом Госсовета на существование. С одной стороны, рядовой гражданин, маленький и где-то даже хрупкий. С другой - мудрый, большой и к тому же высший представительный и законодательный орган республики. Поневоле задумаешься.

Почему коллизия - мнимая? Потому что в статье 2-й Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Потому что практически то же самое гласит и статья 3-я Конституции РТ: "Отношения гражданина и государства основываются на приоритете прав человека". Потому что конституции являются документами высшей юридической силы и прямого действия.

До сих пор в отношениях с государством приоритета моих прав я как-то не замечал. Однако это не мешает мне тешить себя надеждой, что рано или поздно подход, обозначенный в этих документах, станет внятен и судам Республики Татарстан.

Между прочим, согласно статье 18-й Конституции РФ, "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Мои права определяют смысл работы исполнительной и законодательной властями? Как бы не так! Все, о чем думают эти самые власти, так это о том, как бы мои права нарушить. Урвать из них что-нибудь в свою пользу.

Мои права обеспечиваются правосудием? Господи, спаси и помилуй! Всего жальче в этой долгой истории судей. Образованные и по видимости порядочные юристы, они люди зависимые и потому вынуждены, глядя мне в глаза, лгать и исполнять беззаконные приказания начальства.

Впрочем, насчет "глядя в глаза" я, наверное, немного загнул. Взгляд-то они отводят.

Назад

Хостинг от uCoz