Официальный сайт Талгата Сабирзановича Абдуллина

http://TalgatAbdullin.narod.ru

Лев Овруцкий. Задержка - худший вариант

Марсел Галимарданов, главный федеральный инспектор по Татарстану, признает, что до гражданских прав у него еще руки не дошли.

- Как вы не раз говорили, основная ваша задача - привести республиканское законодательство в соответствие с федеральным. Как движется это дело?

- Если говорить о количественной стороне, то нуждались в изменении 112 нормативных актов, принятых органами государственной власти Татарстана. На сегодня большая часть их должным образом изменена. По нашим одсчетам, это 87 процентов.

- Откуда у вас взялась такая большая цифра? Ведь только в Конституции РТ осталось 42 статьи, ждущих своего часа.

- Мы считаем не статьи, а законы. То есть 42 статьи Конституции - это для нас один нормативный акт.

- Зато какой! Самый важный, не так ли?

- Здесь я могу с вами и согласиться, и не согласиться.

- Лучше не соглашайтесь, так читателю интереснее.

- Если не соглашаться, то я бы сказал, что любой закон заслуживает равного уважения. За каждым стоит кропотливый труд законодателей и сложнейшая процедура принятия. Вот почему я не стал бы делить законы на важные и неважные. Касаясь Основного Закона РТ, легко заметить, что там есть статьи, принятые всенародным референдумом. Поэтому в этой части процесс приведения в соответствие достаточно сложен и даже болезнен. Я не сторонник того, чтобы кавалерийским наскоком это решать. Видимо, должна возобновить свою работу Нижегородская согласительная комиссия, и там нужно искать развязки.

- Вы предвосхитили мой следующий вопрос. Мне показалось, что татарстанская сторона очень обиделась за то, что прокуратура обратилась в суд по поводу ценза двуязычия для президента РТ. (2 февраля Верховный суд РТ отменил этот ценз - Л. О.) В результате Нижегородская комиссия уже несколько месяцев не заседает.

- Что значит "обиделась"? Как можно обижаться, если, допустим, прокурор, воспользовавшись своим законным правом, обратился в суд? Мы сторонники цивилизованного подхода, мы против давления, мы за то, чтобы проблемы решались законно и в рамках демократических норм. Суды, прокуратура - это цивилизованно?

- Конечно, цивилизованно и демократично. Если не удается убедить представителей тех или иных законодательных органов, то есть и другие инстанции. Но все же я сторонник того, чтобы договариваться. Другого, собственно, нам не дано.

- А, мне кажется, дано. Недавно Кириенко обратился в Конституционный суд РФ за разъяснениями, как быть, если субъект РФ не исполняет решения суда. На днях КС такие разъяснения дал. Вскоре, не исключено, последуют какие-то санкции со стороны Путина. Тем более что он имеет на это право по закону.

- Да, во всяком случае, мое мнение такое, что проблема будет доведена до логического ее разрешения. - Могли бы вы - я понимаю, как это сложно, но все же - предположительно наметить какие-то сроки, когда она, наконец, разрешится и перестанет омрачать отношения Москвы и Казани. Прошел год с тех пор, как этот процесс начался.

- Эта работа началась с августа прошлого года, так что до года есть еще несколько месяцев. Вообще-то, я не сторонник того, чтобы подгонять к каким-то срокам. Если я скажу, что все будет сделано, допустим, к 1 сентября, вы первый рассмеетесь. Возникают объективные сложности. Например, в ходе согласительных процедур вырисовывается такой аспект, что возможны изменения в Конституции Российской Федерации. Исключить такой поворот событий нельзя. Я рассуждаю гипотетически: обе конституции могут как бы шагнуть навстречу друг другу. Поэтому я не стал бы искусственно подстегивать процесс и, тем более, назначать точные сроки.

- Однако проблема в том, что, если Конституция Татарстана может быть изменена в течение пяти минут, то, чтобы изменить российскую, потребуется несколько лет. Стало быть, как жили, таки будем жить в разных правовых полях?

- Повторяю, я рассуждал гипотетически. Это как один из вариантов. Не скрою, что для меня как главного федерального инспектора, чиновника затяжка - это худший вариант развития событий.

- Давайте не для вас как для чиновника, а для народа, который здесь проживает. В разных конституциях заложены разные нормы - это хорошо или плохо?

- Если говорить о том, что лучше, то мое мнение однозначно: Россия - федерация не договорная, а конституционная. Если мы все - граждане Российской Федерации, то для нас всех лучше жить по единым законам.

- Волнует ли вас проблема гражданских прав? Насколько остро она стоит в Татарстане?

- Проблема прав человека существует не только в Татарстане и в России, но и во всем мире. Наверное, тут, как в любом развивающемся, творческом деле, совершенства достичь нельзя:

- Извините, вы уж очень издалека зашли. Может, я сформулирую конкретнее? Есть Приволжский федеральный округ, в нем 15 субъектов. Недавно сообщили, что по основным социально-экономическим показателям Татарстан вышел на первое место. Это очень приятно. А как обстоят дела с гражданскими правами - сравнительно с нашими соседями по округу?

- Мне трудно сказать, где лучше, где хуже. В той или иной мере проблемы с правами человека и гражданина испытывают все субъекты, входящие в округ. Но по социально-экономическим вопросам есть официальные данные, а по правам - нет.

- Значит, это вас пока не очень беспокоит?

- Беспокоит, но, может быть, до них просто еще не дошли руки. Но, прошу учесть, что процесс приведения законодательств в соответствие друг с другом самым непосредственным образом касается прав граждан. Поскольку в конституциях России и Татарстана записано, что эти права приоритетны, все, что делает государство, подчинено задаче реализации этих прав. И, начав приведение в соответствие, мы решаем приоритетную задачу. Потому что все несоответствия ущемляют права граждан.

- В своем недавнем интервью Минтимер Шаймиев подверг критике федеральных представителей за то, что они рьяно взялись подгонять всех в правовое поле России, но почти не обращают внимания на случаи, когда федеральные власти вторгаются в сферы исключительной компетенции республики. Это заслуженный упрек?

- Не уверен. Должен сказать, что мои полномочия в этом смысле ограничены. Ну, каким образом я, исполняя свои обязанности в Татарстане, могу повлиять на законы, принимаемые Государственной Думой?

- Нет, речь идет скорее не о законах, а о вмешательстве центра в предметы, которыми ведает Татарстан.

- Я против такого вмешательства. Каждый должен заниматься своими вопросами.

- Это хорошо, но какие у вас рычаги? Вы могли бы, например, написать представление?

- Конечно.

- А к вам обращались с подобными претензиями республиканские власти?

- Нет, не обращались.

- Ни разу?

- Ни разу.

Назад

Хостинг от uCoz