Официальный сайт Талгата Сабирзановича Абдуллина

http://TalgatAbdullin.narod.ru

Сергей Старостин. Их "не совсем замечают"

Девять лет назад на базе 143 школы были созданы классы для особенных детей. Проблемы со зрением во время учебы в обычной школе становились для многих из них почти неразрешимыми. Эти дети размещались в садиках, в других школах и было очень сложно. Родители страдали от этого, им очень хотелось, чтобы была какая-то стабильность.

Сначала были образованы 2 класса для малышни, всего 12 человек. Постепенно детей в спецклассах становилось все больше. Приходили ребята с разной патологией (и врожденной, и приобретенной). Сейчас в этой обычной школе 63 таких необычных ученика. Учат их обычные учителя, хотя и без специальной подготовки, но опыт некоторый имеют.

Только завуч Людмила Аркадьевна Морозова и еще две учительницы: Людмила Александровна Танкова и Эльмира Асхатовна Гильмутдинова имеют специальную подготовку. Они занимаются пересмотром и модификацией учебных планов, но чтобы реализовать весь объем, не хватает сил. Нужны специалисты.

Выход есть. С проблемными детьми частью работают учителя обычной общеобразовательной школы, которая приютила особенные классы. Они работают творчески, старательно, с учетом особенностей каждого ребенка. Подучить их на спецкурсах - и готовые специалисты.

Очень важная проблема, которую приходится решать - социализация этих детей. Как сформировать стиль жизни ребенка, чтобы в будущем он чувствовал себя уверенно. Вот тут очень важно иметь грамотный и квалифицированный корпус социально-реабилитационной службы. Пока эту сложную задачу педагоги решают своими силами. Помогает тесная связь с родителями.

Эти дети обрели свой дом. К чему сводятся мнения детишек, которые обучаются в этой школе? Они говорят: "Мне здесь нравится", "Я не хочу уходить отсюда". Чтобы им лучше и легче училось, нужны учебники со специальным шрифтом, хорошие доски, спортивный зал со спортивным инвентарем, парты, компьютр. Прочти все говорили о том, что нужен автобус, чтобы детей возил в школу.

Попытайтесь понять психологическое состояние детей от того, что они плохо видят... Они сдружились, живут в таком хорошем миркоклимате понимания своих проблем, учителя к ним очень хорошо относятся. Такие же дети, как и обычные. Могут пошалить, немного даже и подраться, похулиганить. Без этого детства у детей не бывает. Они растут, они познают мир. Здесь в основном больше мальчиков, чем девочек. И это тоже проблема. Как ее решать? Без помощи специалистов-психологов ее решают, как могут, учителя и родители.

А как относятся к этим классам другие, здоровые, дети? Пока, к сожалению, получается, что их "не совсем замечают", как сказал один из мальчиков. Не совсем замечают... Что это значит? Администрация школы старается приобщить их к общешкольным мероприятиям, всегда приглашают на праздники. Но, видно, общение это остается формальным, натянутым, не живым, Дети это чувствуют. Что их "не совсем замечают". Наверное, это горько. Но выручает свой круг общения. Пусть узкий, но родной.

Самая главная проблема, что детей должны лечить. Для этого нужны специалисты. Если будет оказана помощь в создании медицинского кабинета, то тогда учитель может получить грамотную и квалифицированную характеристику заболевания каждого ребенка. С учетом этого он будет строить учебный процесс.

Сюда принимают детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4. Очень желательно чтобы у ребенка были характеристики поля зрения, остроты зрения и т.д. В школе утверждены дополнительные ставки врача-офтальмолога и медсестры. А медсестра-офтальтистка будет проводить лечебные процедуры. Вне школы это сделать трудно. Родители работают, одного ребенка не отпустишь в поликлинику. Ходят только тогда, когда вызывают. Значит - редко. А процедуры надо делать каждый день.

Плюс еще одна проблема. Как правило, у этих детей есть сопутствующие заболевания. Это создает дополнительные сложности в построении учебного и воспитательного процесса. Важно знать про ребенка все. Поэтому в сентябре учителя сходили к каждому ребенку домой. Составлена грамотная психолого-педагогическая характеристика. И вот с учетом этого строится процесс. Беседы с родителями проводят, рассказывают как лучше работать со своим ребенком. Можно ли ему прыгать или наклониться.

Меня почти убедили, что школа - это оазис, где растят и оберегают, лечат и опекают питомцев. А куда дети идут потом, после школы? Многие ребята нынешнего выпускного класса хотят учится дальше, в десятом классе. Кто-то решил поступать в медицинский техникум. Лечить других детей. Одна из ярких звездочек, "тотально слепая" (терминология специалистов) девочка закончила школу с красным дипломом и сейчас в очной-заочной школе на Тукаевской.

- Вообще, я думаю, - говорит Людмила Аркадьевна, - что наши выпускники смогут применить свои знания и способности в юридическом деле. Тут, конечно, должно быть взаимное сотрудничество с исполнительной властью города. Тут как-то нужно продумать дальнейший процесс реабилитации и получении профессии. Но пока у нас такого опыта нет.

Опыт - дело наживное. Было бы желание. Пожелаем же удачи, настойчивости и терпения этим замечательным людям.

ОТ РЕДАКЦИИ. Если вы захотите помочь школе N 143 и ее замечательным питомцам, звоните в редакцию. Мы подскажем, где она расположена и как туда позвонить.

Назад

Хостинг от uCoz